lafeber (lafeber) wrote,
lafeber
lafeber

Categories:

Туполевский бык

Думаю, что все и так уже знают, что наш Ту-4 является пиратской переделкой их Б-29. Три американские машины летели бомбить Маньчжурию в 1944 году со стороны материкового Китая, но так и не вернулись. Из-за технических неполадок экипажи решили незапланированно садиться во Владивостоке. Как выяснилось зря, так как этот выбор паникующих летчиков основательно перетряхнет атомную шахматную доску пять лет спустя. Самолеты были интернированы, а летчики досиживали остаток войны в Ташкенте. Госдеп не пытался протестовать, замалчивая конфискацию, оберегая дрожащий огонек союзнических отношений – этот инцидент по времени наложился на фиаско операции «Фрэнтик», которая вместе с Варшавским восстанием привела к очередному всплеску напряжения в межсоюзнических отношениях. В частности именно в августе 1944 советская дипломатия «потеряла» такого «проводника добрых услуг» как посол США Гарриман, усилия которого с апреля 1945 были направлены на формирование жёсткой антисоветской политики в Вашингтоне.


В своих ленд-лизовских заявках СССР трижды просил у Рузвельта этот дальний бомбардировщик, но нам все время отказывали. Под конец войны у СССР с бомбардировщиками было плохо – засилье американских среднемагистральных, по количеству их хватало только на укомплектование одной 18-й воздушной армии, а к дальней авиации относились всего лишь тридцать две штуки Пе-8. Опытные советские летчики полетали на интернированных Б-29 и доложили наверх, что машина отличная. Сталин принял решение копировать один к одному. Недовольным исполнителем был назначен Туполев, которому пришлось зарезать свой собственный проект четырехмоторного бомбардировщика «Самолет 64». Мясищеву также пришлось забыть про свои ДВБ-108 и ДВБ-302. Реверсивное конструктирование потребовало воссоздание 105,000 компонентов. Были задействованы 64 КБ, 900 заводов и исследовательских институтов, а также один Берия. В 1950 году СССР мог похвастаться 281 машинами Ту-4 (9 полков х 32) с тем небольшим недостатком, что буржуйские дюймы, переведенные в рабоче-крестьянские миллиметры, привели к утяжелению советской реплики на один процент. Одна шестнадцатая дюйма в послевоенное время могла колебаться между 0.8 и 1.8 мм.

У тех трех машин имелись конкретные имена. Ramp tramp, General H.H.Arnold Special и Ding How. Последнее имя имеет китайские коннотации, что понятно, ведь его носитель носился над Китаем. Второе имя всего лишь напоминает нам, кто управлял ВВС Армии США – Хэп Арнолд. А вот первое имя заставляет задуматься. Обычно «tramp» используется для оскорбления девушек – можно перевести как «потаскушка». На авиационном жаргоне так называли неквалифицированный приаэродромный персонал. На подмосковной базе, приписанной к морской авиации, поломали голову над этой кличкой и перевели ее как «Небритый бродяга». На носу самолета был нарисован самый натуральный оборванец. Ремп-трэмп полетал в Жуковском и был приписан в Орше. На разборку пошел «генерал Арнолд».

В Ту-4 использовали другие двигатели [вместо оригинального и недоступного Wright R-3350 поставили АШ-73ТК Швецова, советский клон лицензированного раннего двигателя Wright], поэтому бомбардировщик получился не точной копией, а скорее копией-аналогом. Были и другие второстепенные отличия по технической компоновке. Самолет начал летать в 1949 году. НАТО обозвал новый советский самолет «Быком» (Bull). На пике число Ту-4 в СССР равнялось 845. В октябре 1951 Ту-4 скинул атомную бомбу рядом с Семипалатинском. Ту-4 не был сверхдальним (межконтинентальным) самолетом, поэтому полет к Чикаго или Нью-Йорку был в один конец. Ракеты земля-воздух Nike и ПВО Skysweep были ответом США для противодействия этой угрозе. Потери Б-29 в Корейской войне, однако, показали устаревание и уязвимость такого поршневого бомбардировщика. Во время Венгерского восстания 1956 года несколько Ту-4 были отправлены на обычную бомбежку Будапешта, но были развернуты в воздухе. С 1954 года флот Ту-4 пошел под нож, включая все еще летающий Ремп-Трэмп.

Благодаря решению копировать советская промышленность сделала огромный шаг вперед, изобретая уйму сопутствующих материалов и технологий. Например пришлось заново изобрести полиэтилен в качестве изоляции для проводов. Произошла основательная встряска авиационной промышленности и ее модернизация, по своему эффекту схожая с крупной инъекцией капитальных инвестиций в отрасль. Гражданская версия Ту-4 называлась Ту-70. Заместитель Туполева Марков, занимавшийся организацией той повседневной работы по «быку», потом создаст Ту-22м3 – все еще актуальный стратегический бомбардировщик. Конечно, надо упомянуть, что параллельно этому процессу шло «дело авиаторов», когда Шахурин и Новиков получили по шапке, а кое-кого даже расстреляли. Сам этот факт держал в тонусе конструкторов.


Сам собой формулируется по-глазьевски актуальный вопрос. Копирование получается делом трудоемким, но стоит ли оно того? Решение сложных технических задач в России (СССР) не упирается в наличие или отсутствие Сталина. Тут можно довести до ума любой проект, но за это придется чересчур дорого заплатить. У западных экономистов есть понятие «opportunity cost». Я не знаю, как оно правильно озвучивается российскими экономистами, но переведу его как «стоимость упущенных возможностей». Этот термин описывает экономическую систему с ограниченным набором ресурсов, в которой потраченные на конкретный проект ресурсы можно описать через другие, так и не реализованные, проекты, которыми пришлось пожертвовать ради первого проекта. В нормальных капстранах ресурсы стараются тратить эффективно и с максимальной отдачей, поэтому высчитанный «opportunity cost» не заставляет потом рвать волосы на голове.


У Сталина была экстенсивная экономика, где в первую очередь требовался результат, а за расход ресурсов отчитываться не было необходимости. Как следствие, возникал дефицит входящих ресурсов (труд, сырье). Советская экономика была дефицитной экономикой (не того дефицита, что товарный; товарный дефицит это отдельная песня). При Сталине приоритетные задачи пожирали прорву ресурсов, которые забирались у других отраслей экономики. Сталин построил атомную бомбу и Ту-4, но сельское хозяйство, например, оставалось без инвестиций. Последний, четвертый, советский голод пришелся на период лето 1946 – март 1948. Погибло около 1.2 млн. человек. Колхозников облагали налогами, выкачивали их продукцию в города, и взамен город не инвестировал в колхозы ничего вплоть до прихода Маленкова в 1953 году. По отдельным сельхозкультурам 1953 год не смог догнать 1940 год – урожаи были на уровне 90%. Так что сейчас президент может отдать приказ создать отечественный Айфон. Но только тогда нам придется быть готовыми к тому, что дороги не будут ремонтировать лет пять, процент изношенных труб теплоснабжения резко повысится, поголовье КРС начнет стагнировать, население будут заставлять сберегать заработанное, а не потреблять.

Казалось бы вопрос с Ту-4 исследован и закрыт, но у наших архивных скальдов и сказителей иное мнение. Поблагодарим же за доставленные минуты смеха директора СВР, чья недавняя статья в журнале «Национальная оборона» позволила нам вновь окунуться в славные страницы нашей истории. Архивный черт дернул Нарышкина написать следующее:

«Еще не отзвучали залпы Второй мировой войны, а США принялись «играть мускулами», пытаясь выстроить под себя весь остальной мир. Катастрофическая угроза состояла в том, что самоуверенности США придавало не только обладание, по их мнению единоличное, атомным оружием, но и, что не менее важно, гегемония на стратегические средства его доставки.
Пользуясь, как им казалось, неуязвимостью своей стратегической авиации, американские летчики с целью оказания психологического давления регулярно нарушали воздушное пространство СССР на Дальнем Востоке. Для пресечения противоправных провокационных действий американской стороны наши специалисты, используя фактор неблагоприятных атмосферных условий, сумели путем подачи соответствующих радиосигналов с советской территории заманить три сверхмощных американских бомбардировщика В-29 на аэродром вблизи города Владивостока … Выполнение этой задачи [создание аналогичной копии Б-29] было невозможным без наличия соответствующей американской комплектной технической документации..
»


Тот, кто внимательно читал статью автора Von Hardesty из журнала «Авиация и Космос», уже знает, что американские Б-29 базировались в центральных частях Китая и летали бомбить северо-восточное побережье Китая, оккупированное японцами. Это было в 1944 году, когда никакими атомными мускулами они трясти не могли, и залпы Второй мировой еще вполне себе звучали. Летали те Б-29 не с целью оказания психологического давления, а с конкретными боевыми миссиями. И скопировать самолет (за исключением двигателя) без американской технической документации удалось – правда, в миллиметрах, а не в дюймах. Откуда такой скепсис к отечественным инженерам?

По следам статьи 2001 года и ее автора Von Hardesty:
https://www.airspacemag.com/military-aviation/made-in-the-ussr-38442437/?page=1
Директор СВР дезинформирует тут:
https://oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2020/1025/151830322/detail.shtml

Tags: Берия, Жуковский, Рузвельт, Советский Союз, Сталин, атомная бомба
Subscribe

  • До Триеста на Адриатике (1946-1948)

    Молотов: «Что касается параграфа С, то мы считаем, что представители судебной власти [в Триесте] должны быть выборными персонами, как это принято в…

  • Ты вся горишь в огне (1979)

    В 2017-18 годах кресло представителя США в ООН занимала Никки Хейли. Это женщина, относительно молодая (по привлекательности попадает с Сарой Пейлин…

  • Недлинные телеграммы, которые мы потеряли (1946)

    «Длинная телеграмма» Кеннана была рассекречена в 1976 году в рамках планового и обширного обнародования дипломатической переписки Госдепа за 1946…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments

  • До Триеста на Адриатике (1946-1948)

    Молотов: «Что касается параграфа С, то мы считаем, что представители судебной власти [в Триесте] должны быть выборными персонами, как это принято в…

  • Ты вся горишь в огне (1979)

    В 2017-18 годах кресло представителя США в ООН занимала Никки Хейли. Это женщина, относительно молодая (по привлекательности попадает с Сарой Пейлин…

  • Недлинные телеграммы, которые мы потеряли (1946)

    «Длинная телеграмма» Кеннана была рассекречена в 1976 году в рамках планового и обширного обнародования дипломатической переписки Госдепа за 1946…