Previous Entry Share Next Entry
Операция «Хула» (1945)
lafeber
В день годовщины начала Курильской десантной операции самое оно тиснуть что-нибудь о ленд-лизовских кораблях. Несколько лет назад я ошибочно вбил себе в голову, что невозвращение кораблей и судов было одной из десятка причин охлаждения отношений между СССР и США. Сейчас же, если раскидать всё по датам, ясно, что это не так. Да, в памяти Трумэна корабли занимали особое место, когда тот вспылил в январе 1946 года: «Затем мы должны настоять на возврате наших судов из России и ускорить процесс урегулирования долга по ленд-лизу. Я устал нянчиться с Советами». Но потом потянулись десятилетние переговоры. Тухлая динамика и отсутствие громогласных дат не способствовали заострению конфронтации на этом редуте. Договороспособность не всегда предполагает спешное исполнение. В марте 1946 года в США принимается закон - «О продаже торговых судов» (The Merchant Ships Sales Act). Он вводил ограничения на продажу торговых судов иностранным правительствам, но что-то существенное можно было через него купить. Истек он 1 марта 1948 года. Наша сторона тянула резину, и только в декабре 1949 посол Панюшкин с замгоссеком Торпом (Thorp) согласовали список из 36 Либерти и 51 других судов для покупки задним числом. Что же касается военных кораблей, то тут всё было строго. Панюшкин пытался купить 428 военных кораблей 25 июня 1948 года [FRUS, 993], из которых большая часть (167) приходилась на торпедные катера (28 фрегатов же, сверх указанного числа, мы были готовы отдать без вопросов и даже без попыток выкупа), но и.о. госсека Ловетт, сославшись на соглашение по ленд-лизу, 7 октября ответил категоричным «нет»: «оборонные материалы … возвращаются... если они могут по определению президента пригодиться для обороны США». К этому времени СССР уже успел отклонить План Маршалла, произошел чехословацкий переворот, в Тризонии провели денежную реформу, ввели собственную дойчмарку взамен союзной марки, и еще вчера началась блокада Берлина. Холодная война уже фактически среди нас, а корабельная тема так и не выстрелила.

«Проект Хула» [от названия гавайского танца, а не практики кощунственных высказываний в адрес бестелесных сущностей] был секретной программой США и СССР по передаче американских военных судов весной и летом 1945 года, включавшей в себя также подготовку и ускоренное обучение советских офицеров и моряков. Союзники готовились к войне с Японией, и это тайное предоставление судов советской стороне для ее усиления в западной части Тихого океана было более чем уместно. За 142 дня подготовку прошли 11,250 моряков-призывников и 750 офицеров. Были переданы 149 кораблей и судов: сторожевики (патрульные фрегаты), тральщики, охотники за подлодками, десантные суда и плавмастерские. Этого количества было достаточно для организации высадки на Сахалине и Курильских островах, но не для полномасштабного вторжения на Японские острова. «Эта операция стала самой крупной и наиболее амбициозной программой по передаче техники во время Второй мировой войны».

Война закончилась, и начались проблемы. Согласно закону США все суда, отправленные иностранным государствам в рамках ленд-лиза, должны были быть переданы обратно в собственность США, и в феврале 1946 года США начали переговоры с СССР по возвращению данных судов. Однако, отношения между Советским Союзом и западными союзниками быстро ухудшались по мере того, как начиналась Холодная война, препятствуя репатриации кораблей.

За исключением пяти десантных судов и одного минного тральщика, которые были потеряны во время боевых действий, 143 кораблей и судов подлежали безусловному возврату. 7 марта 1947 года министр военно-морских сил США Форрестол представил Государственному департаменту общий список из 480 военных кораблей, которые Советский Союз обязан был вернуть. В 1948 году Советский Союз наконец-то согласился вернуть сторожевые корабли, передав 27 в октябре-ноябре 1949 года. Переговоры о судьбе 25 десантных судов затянулись на более длительный срок: 15 из них вернули в 1955 году. В 1957 году Разведывательное управление ВМС США докладывало, что из всех судов «проекта Хула», что по-прежнему удерживались Советским Союзом, только 18 были на плаву и являлись ремонтопригодными (9 тральщиков, 5 охотников за подводными лодками и 4 плавмастерские).

На самом деле ВМС США не очень-то хотели обременять себя фактическим возвратом большинства из этих ленд-лизовских судов по той причине, что эти корабли в военном смысле были уже бесполезны для американского флота, да и перегонка и утилизация кораблей встала бы в копеечку, поэтому по большей части суда прошли через процедуру «виртуального», бумажно-административного возврата владельцу только лишь, чтобы выполнить букву закона, после чего их продавали на металлолом Советскому Союзу или уничтожали в советских территориальных водах под наблюдением военно-морских представителей США.

Советский Союз отдал 2 вспомогательных минных тральщика (YMS) Китайской народной республике. Из всех 97 судов «проекта Хула», что оставались в советских руках после 1955 года все были либо проданы на лом самому Советскому Союзу (81 корабль) или уничтожены рядом с советским побережьем (16 кораблей) в районе Находки.

Источник:
английская Википедия, Project Hula

[барельеф с обелиска в Петропавловск-Камчатском; взято у http://periskop.livejournal.com/]


  • 1
ярчайшая иллюстрация того, что реальный мир куда сложнее пропагандистского лубка.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account