lafeber (lafeber) wrote,
lafeber
lafeber

Categories:

... (1865-1913): Вторая глава (ч.5)

Эффективная внешняя политика требует централизации. Видимым парадоксом позднего девятнадцатого столетия являлось то, что американское общество становилось все более беспорядочным в то время, как федеральное правительство упорядочивалось и централизовалось. Этот парадокс только поверхностно очевиден. По мере того, как беспорядки ширились и множились после 1873 года, главы корпораций требовали более решительных мер, особенно на уровне исполнительной власти, ареста зачинщиков внутри страны и устранения причин недовольства путем предоставления помощи предпринимателям за рубежом. Меняющиеся взаимоотношения между бизнесом и внешней политикой начали смещать баланс сил в самой правительственной системе США. Молодой Генри Адамс очень точно предсказал эти пертурбации, оглядывая состояние дел в Соединенных Штатах в 1870 году: «В условиях пятидесятилетней давности, когда Соединенные Штаты были всего лишь ребенком среди прочих государств, и даже еще до того, как железные дороги и телеграф сконцентрировали социальные и экономические силы страны, превратив их в мощь ранее невиданную и невообразимую прежними поколениями, рыхлая структура правительства с неопределенным разделением обязанностей подходила уровню национального развития... Сейчас же все указывает на то, что мы переросли эту систему» (*38).

Идеология пыталась не отставать от этих изменений. Эпоха от 1865 до 1900 года, с одного края схваченная «Капиталом» Карла Маркса и «Происхождением человека» Чарльза Дарвина и с другой — сочинениями Джеймса и Фрейда, обладает интеллектуальной плодородной насыщенностью и интенсивностью, не превзойденными ни одним другим 35-летним периодом. Американский «манифест предначертания» (Manifest destiny) по-прежнему оставался на слуху, но теперь его провозглашали со страниц журнала Эйдж оф стил, трактуя его в терминах торговли, а не территориальных захватов, как это было в 1840-х, когда движение «Молодая Америка» требовала присоединить Мексику. Даже президент Уллис С. Грант без сомнения ошарашил французских чиновников в 1870 году, когда он поздравил их с учреждением Третьей республики, добавив: «Мы не можем оставаться безучастными, когда видим распространение американских политических идей в такой великой и чрезвычайно цивилизованной стране как Франция» (*39). Другие же, включая некоторые Популистов и социалистов и отдельных лиц как Марк Твейн и Теодор Драйзер, не были столь категорично уверены в прочности и истинности этих идей.

Один ряд идей, однако, смог затронуть умы многих американцев. Социальный дарвинизм стал неточным перенесением теорий Чарльза Дарвина в мир социоэкономики. Герберт Спенсер помог популяризовать этот отклонившийся побег дарвинизма у себя в Великобритании. С 1880-х до Первой мировой войны частые поездки американской социальной и интеллектуальной элиты на Острова, равно как браки между американскими и британскими семьями, привели к создаю сети каналов для передачи идей подобных идеям Спенсера. Социальный дарвинизм и его вера в эволюционирующий социально-экономический прогресс захватил и увлек Соединенные Штаты сильнее, чем какую-либо другую страну. В конце концов американцы были более успешны экономически, чем прочие жители земли, и объяснение этого успеха через термин «выживание сильнейшего», казалось, предоставляло доказательство благословения природы и существования богини Неизбежности.

Карнеги был среди тех, кому нравился социальный дарвинизм. Он усиливал его веру в прогресс и заново убеждал, что его капиталистический порядок был естественным улучшением прошлого. Также он очень удачно защищал его собственность, взывая к опоре на эволюцию, а не революцию. В своей яркой оказавшей сильное влияние заметке «Значение американского фронтира», опубликованной в разгар экономического спада 1893 года, Фредерик Джексон Тёрнер из Университета Висконсина объяснил четыре сотни американского успеха, аргументируя, что «в этом процессе выживания в диких условиях [на переселенческой линии] кроются основные темы эволюционистов». Широко известным американским популяризатором Дарвина и Спенсера был Джон Фиске, первоклассный лектор, который разъезжал по стране и читал третьесортные исторические зарисовки собственного авторства. В своих эссе, таких как «Манифест предначертания» (1885), Фиске напрямую связывал торговый успех за рубежом с распространением американской идеологии и, тем самым, триумфом мира, особенно в Европе: «Победа промышленного типа цивилизации над военным очень скоро станет окончательной». Эволюционный прогресс, который для Фиске был почти тем же самым, что и американское экономическое превосходство, нуждался в такой победе (*40).

Когда историк пытается применить социальный Дарвинизм в качестве инструмента анализа, однако, он распадается у него в руках. Капитан Альфред Тайер Мэхен, самый заметный военно-морской стратег и историк того времени, также, как Фиске, прибегал к терминам социального дарвинизма и размышлял на тему экономического могущества США за дальними морями. Но он пришел к противоположную выводу: Экономическое расширение приводит к конфликту, который приводит к войне (что не удивительно, ведь Мэхен клонил свою мысль в сторону необходимости иметь большие ВМС). Другие социал-дарвинисты, такие как Уильям Грэхем Самнер, были более скрупулезны в своих размышлениях, чем Фиске или Мэхен; им не нравился манифест предначертания, потому что он означал войну, которая в свою очередь приводила к территориальной экспансии, огромному флоту и расширенному правительству — то есть, тому, что они всей душой осуждали. Даже те, кто считали себя социал-дарвинистами, очень часто отходили от этой бесформенной веры. Карнеги, например, и Рокфеллер слишком сильно верили в свободу воли и частную инициативу, чтобы сиднем ждать эволюции и надеяться на нее. Когда они, Фиске и другие навроде Мэхана и Джосайя Стронга обращались к социальному дарвинизму, они очень часто использовали его как прикрытие для своего призыва к своей расе. Популяризаторы находили благодарную аудиторию среди элиты, уже связанную кровью или традицией с Великобританией, которая была готова согласиться с любыми обобщениями на тему мира с доминирующими в нем англо-саксами. Фиске даже рекламировал себя как прямого потомка короля Альфреда (*41).

Расизм и вера в прогресс имеют глубокие корни в истории США, не исключая их внешнюю политику. Социальный дарвинизм втер патину науки и современности в умонастроения и чувства, которые по природе своей были антинаучны и неисторичны. Те, кто проповедовал эту полезную форму социополитической рационализации, находили его полезность в том, что тот объяснял англо-саксонское доминирование терминами специфического исторического эволюционного процесса, который выстраивал и вносил порядок в хаотичный расизм. Эти лидеры эпохи 1865-1912 искали рациональное зерно, чтобы оправдать беспорядок, который они вызывали своими действиями, и аргумент, который они нашли, заключался в том, что они поднимали общество на новый лучший уровень развития, и это был самый изощренный аргумент, который они смогли отыскать (*42). Фиске завершил одну из своих лекций высказыванием о неизбежном идеологическом триумфе США, «о мире, покрытом процветающими гомстедами, благословленном шаббатом вечного мира» (*43). Это была его самая популярная версия конца истории. К сожалению, будущей внешней политике США в большей степени пришлось иметь дело с накопленным багажом истории, а не иллюзиями Фиске.

[конец второй главы]

(*38) Henry Adams, “The Session,” North American Review 41 (July 1870): 60-2.
(*39) Age of Steel, August 25, 1888, 6; …
(*40) Robert McCloskey, American Conservatism in the Age of Enterprise (Cambridge, Mss., 1951), 159-60; …
(*41) A.T.Mahan, “The United States Looking Outward,” in The Interest of America in Sea Power, Present and Future (Boston, 1897), 18; …
(*42) Эта мысль почерпнута в неопубликованной работе Robert Hanningan, “Race, Gender, and Social Class in the Ideology of American Foreign Policy, 1898 to World War I” (1991).
(*43) Fiske, American Political Ideas, 151-2.
Tags: lafeber walter, США
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments