lafeber (lafeber) wrote,
lafeber
lafeber

Categories:

Второй визит Вышинского (ч.2)

[вторая, заключительная часть]

Письмо народного комиссара иностранных дел Советского Союза (Молотов) послу США в Советском Союзу (Гарриман), Москва, 27 февраля.

Уважаемый г-н посол: в ответ на ваше письмо от 26 февраля касаемо событий в Румынии я желаю проинформировать вас, что советское правительство считает очень важным сохранить порядок и спокойствие в Румынии, которая находится в тылу Красной армии. Однако, нужно отметить, что текущее румынское правительство доказало свою неспособность обеспечить требуемый порядок в тылу Красной армии, так же как оно доказало свою неспособность честно выполнять условия Соглашения о перемирии. Это вызвало серьезную озабоченность и тревогу у Советского правительства. Необходимо, чтобы СКК приняло все меры для разрешения этой недопустимой ситуации и навело порядок в стране. Что же касается вопросов, затронутых в вышеуказанном письме, касательно консультаций между нами по вопросу ситуации в Румынии, я считаю необходимым заявить, что со стороны СКК мы продолжим информировать наших Союзников об изменениях в ситуации в Румынии согласно нашим обязательствам в СКК, закрепленным в Соглашении о перемирии с Румынией.
[Молотов]

27 февраля в Бухарест прибыл заместитель народного комиссара иностранных дел Вышинский, и тем же вечером он был принят королем. Вышинский заявил королю, что правительство Рэдеску показало свою неспособность поддерживать порядок. От имени советского правительства, на которое возложена обязанность поддерживать порядок в тылу воюющего фронта, Вышинский попросил отставки правительства Рэдеску и формирования нового правительства, которое бы представляло «по-настоящему демократические силы страны».

Вышинский А.Я. - бывший прокурор СССР, с 1940 года работавший в НКИДе. Западные дипломаты, видимо, пребывавшие в неведении о его участии в судебных процессах 1937 года, ошибочно считали его человеком либеральных убеждений, и он развеял эти заблуждения во время своего второго визита в Бухарест. Вышинского называли V-3 [суперпушка Третьего Рейха] за его брутальный и презрительный тон в отношении румынских собеседников. Вслед за Вышинским в Бухарест прибывают шесть батальонов НКВД. Советские военные патрули появляются в центре румынской столицы. 1 марта советские военные власти отключают радиосвязь между бухарестским генштабом и румынскими армиями, сражающимися на фронте.

Письмо американского представителя в Румынии (Берри) заместителю народного комиссара иностранных дел (Вышинскому), Бухарест, 28 февраля.

Уважаемый г-н Вышинский: меня проинформировали, что вы прибыли в Бухарест вчера и я надеялся встретиться с вами, чтобы поприветствовать вас и передать вам информацию, которую я получил от американского правительства касательно определенных проблем в Румынии. Как я понимаю, вы заняты и не сможете встретиться со мной сегодня, поэтому я прибегаю в помощи этого письма, чтобы донести до вас позицию моего правительства, оставляя на будущее удовольствие лично приветствовать вас по вашему возвращению в Бухарест.
Согласно инструкциям, полученным от американского правительства, мое правительство считает, что:
1. Требуется сохранить коалиционное правительство... Американское правительство не желает видеть правительство, составленное исключительно из представителей Национал-царанистской партии или Национального демократического фронта, и мы разумеется осудим любое проявление силы или политического мошенничества с целью провести любую группу во власть.
2. Мы не допустим, чтобы беспорядки, применение силы или угрозы приводили к административным изменениям...
3. Ни одной политической группе или организации не должно быть позволено иметь на руках оружие. Все оружие должно быть только в руках представителей исполнительной власти. Нужно озаботиться тем, чтобы у власти в распоряжении были достаточные силы и снаряжение для поддержания внутреннего порядка.
[Берри]

28 февраля командование советских войск в Румынии, действуя от имени СКК, уменьшило численность румынских полицейских сил в Бухаресте, частично разоружив их; на улицах появились советские пешие патрули, танки выехали на улицы столицы, в небе периодически появлялись советские военные воздушные суда.

Американский представитель в Румынии (Берри) государственному секретарю, Бухарест, 28 февраля.

Во время завтрака Вышинский потребовал аудиенции с королем на 3:30.
Согласно министру иностранных дел, который был на той встрече, Вышинский начал встречу с вопроса о решении короля относительно предложения, сделанного прошлым вечером, что правительство Рэдеску нужно сместить. Король ответил, что он сообщил об этом генералу Рэдеску и что тот начал консультации с лидерами партий для выбора кандидатуры на пост премьер-министра.
Вышинский сказал, что он не находит такой ответ удовлетворительным. Подняв руку и посмотрев на свои часы, он сказал: «У вас есть 2 часа и 5 минут для того, чтобы публично сообщить об отставке генерала Рэдеуску. К 8 часам вы должны проинформировать общественность о имени его преемника».
В этот момент Вишоиану (министр иностранных дел Румынии) сказал, что король является конституционным монархом и что подобные перемены нужно осуществлять в конституционном порядке. Король не мог выбрать премьер-министра, но мог только лишь проконсультироваться с партийными лидерами, а затем следовать их совету. Вышинский ответил на эту реплику, что он не желает, чтобы его прерывал Вишоиану, так как он пришел не для того, чтобы выслушивать идеи Вишоиану. Он возобновил свою речь, заявив, что генерал Рэдеску продолжает защищать фашистов и что вчерашнее увольнение 10 офицеров полиции королевским декретом является недружественным шагом в отношении Советского Союза и что этот декрет он требует отменить немедленно.
Вишоиану сообщил мне, что король согласился с этой просьбой после того, как Вышинский резко вышел из комнаты, сильно хлопнув дверью на прощанье.
Согласно Вишоиану король объявит в 8 часов, что он попросил принца Барбу Штирбей сформировать правительство.
[Берри]

28 февраля коммюнике короля, объявляющее, что принца Барбу Штирбея попросили сформировать правительство, не было пропущено советской цензурой. Параллельно с этим Национальный демократический фронт объявил, что он отказывается участвовать в правительстве, которое не находится под его контролем.


Посол США в Соединенном королевстве (Винант) государственному секретарю, Лондон, 1 марта


...нужно обусловить, что правительство в Румынии должно иметь в своем распоряжении адекватные вооруженные силы. Последние отчеты касательно состояния вооруженных сил Румынии носят тревожный характер... Советы заставили принца Барбу Штирбея, бывшего премьер-министра Румынии и активного участника переговоров между Румынией и союзниками о капитуляции в Каире и Москве в 1944 году, отдать сейчас приказ о разоружении румынских частей в Бухаресте и сильном сокращении численности румынской полиции там же. В то же самое время советские войска в столице были усилены... не понятно, что британские и американские представители могли бы предпринять в такой обстановке... В отличии от своих британских и американских коллег советские представители в СКК чувствовали себя уверенно, будучи поддержанными присутствием советских вооруженных сил....

[Винант]

Американский представитель в Румынии (Берри) государственному секретарю, Бухарест, 1 марта

Вышинский попросил меня позвонить ему в 6 часов вечера. Во время встречи я вновь повторил ему наши взгляды на самые насущные проблемы — необходимость срочно обеспечить свободу прессы в Румынии и разрешить американским корреспондентам прибыть в эту страну.
Вышинский ответил мне, что во взглядах советского и американского правительства имелось мало расхождений, и таковых стало еще меньше с момента проведения Ялтинской конференции.
Отвечая на мой вопрос, был ли уже выбран новый премьер-министр, он ответил, что король примет решение после консультаций с партийными лидерами. Я сказал, что полагаю, что партийные лидеры выберут своих собственных партийных кандидатов для формирования нового правительства, на что Вышинский ответил, что в старых партиях по-прежнему присутствуют несколько фашистских клик, и что представителям от подобных групп не место в правительстве, которое связано обещанием бороться против фашизма.
Когда я сказал, что до выборов желательно поддерживать ту же самую пропорцию представителей в правительстве, о которой договорились партийные лидеры, то он ответил, что эту пропорцию не имеется возможности сохранить, так как каждая партия озвучивает нелепые требования, и поэтому представительство нужно осуществлять не на количественной, а качественной основе. Он сказал, что у нас могут быть разные понятия коалиционного правительства, но для него оно означало группу представителей, которые думали одинаково, хотя и были выбраны из разных партий.
Что касается вопроса разоружения политических групп, он ответил, что такая ситуация сложилась по причине халатности Рэдеску и что решать эту проблему должно быть возложено на новое правительство.
Мое общее впечатление: Вышинский действует по прямым инструкциям из Москвы. Он надеется соблюсти видимость конституционной процедуры, но, если потребуется, он пожертвует ею ради быстрого решения.
[Берри]


Письмо американского представителя (Берри) заместителю народного комиссара иностранных дел (Вышинскому), Бухарест, 1 марта

Уважаемый г-н Вышинский, … я только что получил телеграмму от своего правительства с инструкциями, которые дополняют наши ранее озвученные взгляды. … мое правительство считает, что в свете Крымской декларации от всех трех союзных правительств требуется провести консультации между ними по румынскому вопросу. На данный момент моим правительством не получены взгляды и предложения от советской стороны о том, как нам разрешать румынскую ситуацию, но мое правительство надеется, что советские власти в Румынии не предпримут решительных действий, пока этот вопрос не будет обсужден в рамках совместных консультаций между тремя Союзными правительствами....
[Берри]


Вечером 1 марта Вышинский сообщил королю, что Гроза был тем человеком, что пользовался полным доверием СССР, и что только Гроза способен объединить вокруг себя подлинные демократические элементы из всех партий.


Письмо американского посла в СССР (Гарримана) народному комиссару иностранных дел Советского Союза (Молотову), Москва, 1 марта

Уважаемый г-н Молотов, … События последних дней подтвердили убежденность моего правительства в том, что всем основным странам-союзникам требуется предпринять совместные шаги по урегулированию политический условий в Румынии. Эти обязательства проистекают из Атлантической Хартии, Соглашения о перемирии с Румынией, решений, принятых на Крымской конференции, и продолжающиеся военные действия не снимают с нас совместную обязанность... гарантировать наличие представительного правительства в Румынии в настоящий период.
Следующие факторы тревожат мое правительство:
1. Наличие оружия на руках у элементов политических меньшинств...
2. Подавление либеральной демократической прессы с помощью СКК …
3. Неадекватный размер сил и ресурсов в наличии у официального румынского правительства требуемого для поддержания порядка.
4. Неспособность Союзников оказать румынскому народу помощь политическим наставничеством в рамках договоренностей тремя членами СКК.
Более того, мое правительство было удивлено, когда оно узнало, что генерал Виноградов не созвал встречу СКК 24 февраля, чтобы решить, какие союзнические действия должны быть предприняты в связи с быстро развивающимся политическим кризисом, хотя об этой встрече настоятельно просил генерал Скайлер и его британский коллега... нужно предпринять следующие шаги:
1. Коалиционное правительство нужно сохранить. Нельзя заменять его правительством, составленным исключительно из членов НДФ или другой узкой политической фракции.
2. Румынскому правительству нужно предоставить средства, которые бы позволили ему восстановить порядок …
3. … обеспечить свободу прессы
4. Все политические партии и особые группы должны быть разоружены.
5. Существенные политические вопросы, которые затрагивают интересы и обязанности трех союзных правительств в Румынии должны обсуждаться в рамках полных консультаций между тремя членами СКК...
[без подписи, но это письмо посла Гарримана]



Телеграмма американского представителя в Румынии (Берри) государственному секретарю, Бухарест, 2 марта

В 3 часа дня вчера принц Штирбей проинформировал меня, что королю не удалось сформировать правительство. Вскоре после этого Вышинский передал ему, что Гроза является советским выбором (Петру Гроза — лидер Партии пахарей, а также вице-председатель Совета министров кабинета Рэдеску). Не взирая на это, король продолжил переговоры с партийными лидерами. Маниу полностью был против правительства Грозы. Братиану (лидер Национально-либеральной партии) был готов признать Грозу только при условии, что исторические партии будут представлены в равной степени в правительстве. Коммунистам, разумеется, понравилась кандидатура Грозы, но они желали полностью обновленного правительства.
В 10 часов вечера Вышинский лично уведомил короля о советских предпочтениях. В той беседе тон и манеры Вышинского были строгие, но не оскорбительные...
Этим утром король планирует посоветоваться с Татареску (член НДФ), Лупу (член НЦП) и Михалаче (член НЦП), а после этого выдать Грозе ограниченный мандат на формирование правительства. Он сообщит Грозе о советском желании, чтобы Татареску был вице-председателем Совета министров, и о мнениях партийных лидеров. Он проинструктирует Грозу «сформировать правительство с широким представительством всех демократических элементов ото всех партий».
На протяжении всего кризиса король вел себя как конституционных монарх. Давление на него со стороны, побуждающее к противным шагам, было огромным.... Эта миссия считает, что было бы ошибкой посоветовать королю затянуть принятие этого решения и не встретить вовремя советское требование.
[Берри]


Гроза получил мандат сформировать правительство 2 марта. За этим последовали дни, наполненные трудными переговорами и обсуждениями между партийными лидерами и королем и советскими представителями, после чего 6 марта состав правительства Грозы был обнародован. Новое правительство Грозы включало в себя 14 членов НДФ из общего числа 18 министров. Коммунистическая партия получила министерства внутренних дел, юстиции, обороны и печати.


Телеграмма и.о. Государственного секретаря (Грю) американскому представителю в Румынии (Берри), Вашингтон, 2 марта

Ряд шагов, предпринятых советскими властями по разоружению румынских ВС в Бухаресте, отправке части ВС на фронт, уменьшение численности полиции и размещение советских ВС в столичных казармах и в прочих стратегических местах, привлек внимание Департамента...
Что касается предложения Вышинского назначить Грозу премьер-министром, а Татареску его заместителем, то, как мы уже ранее указывали, у нас нет никаких предпочтений относительно конкретных индивидуумов. Мы подтверждаем, что следует сохранить коалиционную форму правительства...
Вы должны иметь в виду, что если у вас есть какие-либо замечания по поводу применения положений Ялтинской декларации советскими представителями, то их лучше сразу направлять в Москву, а не в Бухарест.
[Грю]


Телеграмма и.о. Государственного секретаря (Грю) послу США в СССР (Гарриману), Вашингтон, 3 марта

В своем ответе Молотов сообщил о точке зрения советского правительства, что единственные «консультации», которые возможны в этой ситуации, это действия советских представителей в СКК в Румынии по информированию представителей союзников в СКК согласно обязательствам, прописанным в Соглашении о перемирии. Департамент не желает соглашаться с подобным заявлением и не находит его удовлетворительным. Мы предлагаем и требуем трехсторонних консультаций, которые подразумеваются Декларацией об освобожденной Европе...
Вопрос формы правительства в Румынии не является предметом, попадающим под действие Соглашения о перемирии и, следовательно, оно не находится под юрисдикцией СКК. Этот вопрос призывает к прямым консультациям между самими тремя правительствами.
В ответ на заявление Молотова, что СКК в Румынии «продолжит информировать представителей союзников в СКК», вы можете сообщить ему, что советский заместитель председателя СКК даже не смог вовремя уведомить генерала Скайлера о действиях, предпринимаемых СКК и представителями советского правительства, которые отдавали приказы румынским властям. Оставляю на ваше усмотрение сообщить Молотову, что Департамент с трудом может примирить вмешательство Вышинского в бухарестские дела с общим политическим решением, принятым Союзниками в Ялте, касательно будущих консультаций...
Что касается мер, предпринятых военными властями СССР в Румынии, ...мы считаем, что эти шаги, начиная с осени, ослабили румынское правительство, позволили неофициальным фракциям получить оружие, что привело к этому кризису в первую очередь, и что продолжение такой политики сделает для нового правительство трудной задачу по предотвращению повторения событий 24 февраля....

Мы не можем принять аргумент Молотова, что одностороннее вмешательство Москвы в румынский политический кризис оправдано «неспособностью румынского правительства поддерживать порядок», так как советское правительство само по большей части ответственно за сложившуюся сложную ситуацию, в которой оказалось правительство Рэдеску.
[Грю]

Письмо народного комиссара иностранных дел Советского Союза(Молотов) американскому послу в СССР (Гарриману), Москва, 4 марта

Уважаемый г-н посол: … события, которые произошли недавно в Румынии четко показывают, что бывшее правительство Рэдеску не только не оказалось способным сохранять мир и порядок, но и, как показали факты, не желало делать этого, помогая всеми доступными способами прогитлеровским элементам в обличии «Железной гвардии», которые активизировались. Хорошо известно, что по инструкции Рэдеску в Румынии началась волна преступного насилия и расстрелов мирных граждан, которые всего-то требовали роспуска фашистских организаций и соблюдения Соглашения о перемирии. Правительство Рэдеску преуспело силой и террористическими актами запугать большинство населения Румынии, которое не соглашалось с политикой Рэдеску.
Абсолютно ясно, что подобная ситуация здесь, в тылу у советской армии, нетерпима и что требуется создать новое правительство...
Что же касается вашего предложения, что в Румынии должно сохраниться коалиционное правительство, то мое правительство считает, что в правительство должны войти только те демократические силы, которые смогут гарантировать искоренение последних остатков фашизма в Румынии...
Что касается вашего замечания, что генерал Виноградов не созвал встречу 24 февраля, то … нужно принять во внимание, что за 3 дня до этого, 21 февраля, Комиссия уже проводила запланированную встречу.
Что касается предложенных консультаций по важным политических вопросам, то в настоящее время проходят беседы между Вышинским и американским и британским представителями в СКК....

[Молотов]


Письмо американского посла в СССР (Гарриман) народному комиссару иностранных дел (Молотову), Москва, 5 марта


Уважаемый г-н Молотов,
Ранее я уже писал, что, если политическая обстановка в Румынии ухудшится, то согласно духу Декларации об освобожденной Европе... требуется начать полноценные консультации между всеми основными тремя Союзниками... Мое правительство считает, что такая ситуация уже сложилась...Мое правительство не считает удовлетворительным ваш ответ, в котором вы сообщили, «информирование представителей СКК является консультацией». Так, например, представитель Скайлер не был уведомлен советскими представителями о тех приказах, которые они отдали румынскому правительству... Эти консультации не попадают под действие Соглашения о перемирии... Я надеюсь, что советское правительство предпримет незамедлительные шаги по проведению данных консультаций...

[Гарриман]


Письмо заместителя народного комиссара иностранных дел Советского Союза (Вышинский) американскому представителю в Румынии (Берри), Бухарест, 5 марта.

Уважаемый г-е Берри,... согласно мнению советского правительства в новом румынском правительстве должны быть представлены все поистине демократические силы Румынии и что такое правительство должно гарантировать спокойный тыл Красной армии, а также честное и сознательное выполнение условий Соглашения о перемирии. В добавок я обращаю ваше внимание на то, что Крымская конференция требует искоренения всех остатков нацизма и фашизма, что станет наиважнейшей задачей нового румынского правительства. И это очевидно не может вызывать у вас никаких возражений. С уважением. Вышинский.

Письмо американского посла в СССР (Гарриман) народному комиссару иностранных дел Советского Союза (Молотову), Москва, 7 марта

…ваше письмо не предоставляет адекватный ответ на мое предложение начать подготовку трехсторонних консультаций... я не считаю, что время от времени случающиеся беседы между Вышинским и Берри являются полноценной заменой консультациям. Нам требуется проводить трехсторонние консультации, если мы желаем помочь румынскому народу восстановить мир и создать временное правительство в духе Крымской декларации об освобожденной Европе...

[Гарриман]

Письмо народного комиссара иностранных дел Советского Союза (Молотов) американскому послу в СССР (Гарриману), Москва 7 марта

Уважаемый г-н посол: в ответ на ваше письмо от 5 марта касаемо событий в Румынии я имею честь сообщить вам, что точка зрения моего правительства по поводу ситуации в Румынии уже была избыточно изложена вам в моем письме от 4 марта. В то же самое время я полагаю, что вопрос, затронутый в вашем письме, уже потерял свою остроту, так как правительственный кризис в Румынии, вызванный террористической активностью Рэдеску, уже завершился с помощью формирования нового кабинета.
[Молотов].


Телеграмма американского представителя в Румынии (Берри) государственному секретарю, Бухарест, 7 марта.

Так как нейтральный Штирбей потерпел неудачу, а Вышинский назначил Грозу от имени советского правительства, король счел необходимым выдать мандат Грозе, Однако, король отказался принять первый список министров кабинета, предложенный Грозой, и рекомендовал начать обсуждения с партийными лидерами. После этого Вышинский прислал записку королю, сказав, что отмена мандата Грозы будет расценена советским правительством как враждебный акт.
[Берри]


Генерал Сусайков во время ужина сказал доверительно Стивенсону: «А что бы вы сделали на нашем месте? В начале марта Малиновский встретил сильное германское сопротивление [речь о контрнаступлении в районе озера Балатон] и сосредоточение сил в направлении Бухареста. У Малиновского имелась надежная информация, что в Румынии планировалось восстание. Согласно полученным отчетам в нем должны были принять участие 550,000 человек в разгар сражения за Бухарест. Меня сразу же отправили в Бухарест, чтобы разрешить эту ситуацию. Я не мог терять время. Я разоружил внутренние войска, уменьшил румынские гарнизоны и произвел смену правительства» [цитата по R.J. Crampton]

На этом можно закончить цитировать телеграммы дипломатов, так как уже наступило 7 марта 1945 года. Как мы видим, тяжелая артиллерия в виде государственного секретаря Стеттиниуса, президента Рузвельта, британского министра Идена или премьер-министра Черчилля так и не вступила в бой. Вместо них суетились и потели дипломаты среднего уровня. Черчилль зашевелился 8 марта, написав Рузвельту, что сам он ничем не может попрекнуть Сталина из-за «процентного соглашения», но может Рузвельт найдет в себе силы и уверенность? Рузвельт ответил Черчиллю 11 марта: «очевидно, что русские установили миноритарное правительство по своему усмотрению, но … Румыния является не лучшим местом для суждения о советских намерениях». В Вашингтоне росло понимание, что что-то надо делать, но президент молчал. А Сталин расценивал это как разрешение игнорировать попытки американских дипломатов вмешаться. Стеттиниус проснулся 12 марта, написав Гарриману, что он считает румынский вопрос второстепенным по отношению в польскому. О Румынии не забудут, будут и встречи, и препирательства, и признания, и подписания мирного договора, и третий визит Вышинского, но это уже другая история.

Использованные источники:
Barry Brannen, The Soviet Conquest of Rumania, Foreign Affairs, April 1952.
United States Department of State / Foreign relations of the United States : diplomatic papers, 1945. Europe (1945) , pp. 464-666.
Michael M. Boll, Cold War in the Balkans: American Foreign Policy and the Emergence of Communist Bulgaria
R. J. Crampton, The Balkans Since the Second World War
REPORT TO L. P. BERIA ABOUT THE POLITICAL SITUATION IN ROMANIA, 5 марта 1945 (перехвачен с помощью SIGINT Venona).


автор: lafeber@lj
дата: 8 ноября 2014

Дополнительная информация о ситуации вокруг округа Марамуреш:
http://history-ua.livejournal.com/377711.html
Tags: Вышинский, Румыния
Subscribe

  • До Триеста на Адриатике (1946-1948)

    Молотов: «Что касается параграфа С, то мы считаем, что представители судебной власти [в Триесте] должны быть выборными персонами, как это принято в…

  • Ты вся горишь в огне (1979)

    В 2017-18 годах кресло представителя США в ООН занимала Никки Хейли. Это женщина, относительно молодая (по привлекательности попадает с Сарой Пейлин…

  • Недлинные телеграммы, которые мы потеряли (1946)

    «Длинная телеграмма» Кеннана была рассекречена в 1976 году в рамках планового и обширного обнародования дипломатической переписки Госдепа за 1946…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments